Молдове следует отойти от советских символов, утверждает в интервью DELFI президент этой страны Николай Тимофти, который называет Литву искренним другом своей страны. Он выражает благодарность литовской стороне за усилия по возобновлению переговоров по урегулированию приднестровского конфликта во время председательства Литвы в ОБСЕ.
Н.Тимофти беспокоит милитаризация приднестровского региона и надеется, что Россия выполнит взятые на себя обязательства по выводу с этой территории своих войск.
Президент Молдовы в интервью DELFI также подчеркнул, что статус нейтрального государства не исключает виды невоенного сотрудничества с НАТО. Европейскую интеграцию он называет приоритетом внешней политики Молдовы и надеется на то, что программа евроинтеграции будет доведена до своего логического завершения.
- Какие вызовы, на Ваш взгляд, стоят в данный момент перед Молдовой?
- Приоритет нашей внешней политики – довести до логического завершения амбициозную программу европейской интеграции, которую приняла либерально-демократическая коалиция Республики Молдова и которую принял и я как глава государства.
В недавно представленном Отчете о достижениях по внедрению Плана действий Республики Молдова Европейский Союз и Европейская комиссия отметили значительный прогресс почти по всем статьям Плана действий европейской политики соседства. В этом году предстоит завершить переговоры по Соглашению об ассоциировании и, в частности, активизировать переговоры по Соглашению о создании углубленной и всеобъемлющей Зоны свободной торговли (DCFTA). Также сейчас идет процесс выполнения условий второго этапа Диалога с Европейским Союзом по либерализации визового режима.
Во внутренней политике сейчас главное – искоренение коррупции, являющейся реальной проблемой для всех государственных учреждений. Предпоследнее заседание Высшего совета безопасности было посвящено именно этой проблеме. Мое положение, как бывшего представителя судебной системы, обязывает меня оказывать особое внимание реформе этой системы, которая трещит по всем швам. Мы избавим систему от служащих, которые не сумели включиться в процесс реформирования правосудия и примем меры по усовершенствованию судопроизводства, чтобы сделать акт правосудия корректным и справедливым.
В социальном плане нам предстоит улучшить условия жизни наших граждан. Для этого нам необходимо привлечь иностранные инвестиции, благодаря которым будут созданы новые рабочие места.
- Как бы Вы охарактеризовали отношения Молдовы и Литвы? В чем Вы видите приоритеты этих отношений?
- Я рад отметить, что в последние годы отношения между нашими странами активизировались, преодолев прежний спорадический и формальный характер. Сейчас мы проводим интенсивный дипломатический диалог и весьма полезные технические дискуссии на парламентской платформе, а также между экспертами в различных областях.
Литва доказала, что она искренне поддерживает усилия Республики Молдова по европейской интеграции. Я по-настоящему рад был встретиться недавно в Кишинев с министром иностранных дел Литвы Аудронюсом Ажубалисом. Господин Ажубалис – друг Республики Молдова. Это он доказал и в период, когда Литва председательствовала в ОБСЕ. Именно в то время были возобновлены переговоры в формате 5+2 по урегулированию приднестровской проблемы. Эта дружба, которая, осмеливаюсь предположить, длится еще с тех времен, когда наши страны являлись частью СССР, и продолжилась, когда мы отделились от советской империи с одинаковым стремлением к свободе и самоутверждению.
- Каким Вам видится процесс разрешения ситуации в Приднестровском регионе? В чем могут быть различия в подходах Киева и Москвы к урегулированию приднестровской проблемы и отношение к этому Кишинева?
- Этот конфликт – искусственный. Он возник, не имея под собой никакого основания, и должен быть разрешен мирным путем. И Россия, и Украина соглашаются, что только таким путем можно найти решение для этого замороженного конфликта. Киев поддерживает особым образом позицию Республики Молдова по реинтеграции страны, за что мы выражаем признательность нашим украинским партнерам. Что касается России, мы подтверждаем, что она должна вывести с территории нашей свои войска и боеприпасы в соответствии с принятыми ею международными обязательствами.
- Разделяете ли Вы опасения по поводу его милитаризации и наращивания там российского присутствия?
- Да, у меня есть такие опасения. Любой президент беспокоился бы, если бы значительная часть территории страны находилась под контролем иностранных вооруженных сил без мандата.
- Как Вы относитесь к назначению Дмитрия Рогозина спецпредставителем президента РФ по Приднестровью?
- Решение российского президента назначить господина Рогозина на эту должность было для нас неожиданным, потому что это назначение предварительно не обсуждалось с нашим дипломатическим ведомством. Позже встретились в Кишинев с господином Рогозиным, и я убедился, что он не такой уж агрессивный, как его описывают кишиневские и московские СМИ. Согласно его заявлению в Кишиневе, Россия желает, чтобы приднестровскую проблему разрешили без посягательства на суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова, и мы приняли это заявление как таковое. Вместе с тем, мы понимаем, что Россия намерена продвигать свои интересы в регионе.
- В чем Вы видите приоритеты Молдовы, какова ориентация ее внешней политики?
- Европейская интеграция – это наш внешнеполитический приоритет. Мы слишком долго откладывали этот процесс, но сейчас мы подняли все паруса, чтобы наверстать то, что упущено за последние 20 лет.
- Какие перспективы участия Молдовы в ГУАМ и Восточном партнерстве?
- Мы хотим, чтобы ГУАМ работала на благо стран, входящих в эту организацию. Время, однако, покажет, насколько функциональной может она быть.
- Каково Ваше отношение к инициативам по избавлению от советского прошлого в Молдове, т.е. инициативы о запрете советской символики и т.д.? Чем Молдове в данном случае полезен опыт Литвы?
- В Республике Молдова все еще обсуждают эту тему. Некоторые наши граждане все еще привязаны к этим символам нашего прошлого. Здесь Парламент является тем органом, который может выразить отношение к этому вопросу. Что касается меня, я думаю, что мы должны отойти от советских символов, которые напоминают нам о многих страданиях, через которые прошли и мы, и особенно наши родители и предки. У нас есть свои национальные символы, триколор и орел на гербе, на которые должны ориентироваться.
- Насколько остро для Молдовы стоит вопрос энергетической безопасности и диверсификации источников энергии и как он решается?
- Для нас это острая проблема. У Республики Молдова нет собственных энергетических ресурсов. Она почти всецело зависит от импорта газа из России. Пытаемся как-то сгладить это положение путем поиска альтернативных ресурсов. В последующие два года мы построим 28-километровый газопровод, который соединит нас с газораспределительной сетью Румынии. Рассматриваются и другие альтернативы. Имеется в виду сотрудничество в этом направлении с причерноморскими государствами.
- Какой уровень сотрудничества нейтральной Молдовы возможен с НАТО?
- Наш статус нейтрального государства не исключает виды невоенного сотрудничества с НАТО. Уже несколько лет мы участвуем в многочисленных действиях по поддержанию мира в горячих точках земли. Наши военнослужащие обмениваются опытом с их коллегами из стран НАТО. Через НАТО мы имеем возможность обучать военные и полицейские кадры на международных форумах и в специализированных учреждениях. Не в последнюю очередь при содействии Агентства НАТО по техническому обслуживанию и снабжению (NAMSA) мы собрали и уничтожили сотни тонн пестицидов, оставшихся на территории нашей страны с советских времен. Также с 1994 года в рамках программы Партнерство во имя мира уничтожили противопехотные мины, авиабомбы и другие боеприпасы, находящиеся на вооружении армии.
Читать полностью: http://ru.delfi.lt/opinions/comments/prezident-moldovy-my-dolzhny-otojti-ot-sovetskih-simvolov.d?id=59095261#ixzz20UDKziIU